Положение об учетной политике умерит пыл проверяющих
Friday, 23 August 2013 20:39


Многие предприниматели (физические лица) ступая на стезю организации собственного бизнеса, не ассоциируют себя с классическими предприятиями, фабриками, банками, заводами. Но не надо сравнивать вид деятельности, размер здания, квадратные метры занимаемых площадей, количество наемных работников. Единый должен и может быть, что надо понять предпринимателю, принцип ведения и организации бизнеса. Не только в части обязанностей, но и в части прав. Забывать о своих правах – это наша национальная черта.

Какие документы надо издавать для внутреннего пользования

Вспомните, а если не знаете, то поинтересуйтесь, как начинается бизнес у юридического лица с точки зрения документооборота: регистрационные документы – это само собой. Далее: приказ о назначении на должность, если речь идет о директоре. Приказы о приеме на работу, если речь идет о наемных работниках, здесь же трудовые договоры, договоры о материальной ответственности, должностные инструкции, штатное расписание.

Для ведения бухгалтерии издается приказ или Положение об учтенной политике. Не думайте, что это делается только потому, что так написано в законодательстве. Каждое предприятие, а индивидуальный предприниматель это тоже предприятие, имеет свои особенности. В законодательных актах невозможно отразить все разнообразие вариантов

ведения бухгалтерского, управленческого и т.д. учета. В этой части у предпринимателя есть очень достойное право разработать самостоятельно свои правила. Конечно, они не должны противоречить, а только дополнять то, что сказано в законах.

Сделаем вывод: предприниматель имеет право решать, как ему организовать учет: может быть это будут таблицы, или разработанные самостоятельно формы в дополнение к книге учета доходов и расходов. Новые формы следует утвердить вместе с Положением об учетной политике. Если придется доказывать свою правоту в споре с налоговым инспекторами, то предпринятые шаги позволят отстоять предпринимателю свои расчеты. Согласитесь, что это принципиальный вопрос. Ничего страшного, если вы один в своем предприятии. Никто и нигде не запрещает выпускать приказы, писать положения, если фирма представлена одним единственным человеком.

Если у вас есть наемные работники

Юридические лица, имеющие наемных работников, обязаны издавать целый перечень документов для учета всех взаимоотношений с работниками. Вести трудовые книжки, издавать приказы приема и увольнения, приказы о переводе, приказы на отпуск, о направлении в командировку. Сейчас предприниматели —- работодатели со стажем вполне освоили эту сферу. Но на первых порах, когда в подчинении один, два или три человека, почему-то эти правила игнорируются. Можно представить возгласы недовольства в адрес наших законодателей и разработчиков бесчисленных актов, положений. Опять привычка наша видеть только одну сторону медали.

Задайтесь вопросом —- зачем государство так печется о том, что бы все наши шаги, решения, действия на ниве бизнеса, были регламентированы законами? Впрочем, так же эти законы регламентируют и действия самого государства. А теперь спроектируйте эту ситуацию на ваше малое предприятие с наемными работниками. Никто из работодателей не застрахован от нерадивых исполнителей, от прогульщиков, от воришек. Но как вы сможете доказать свою правоту в той же трудовой инспекции, куда дорогу не знает только очень ленивый работник? Чтобы этого не случилось, не надо революционных переворотов, достаточно разработать «Правила внутреннего трудового распорядка», ознакомить работника при приеме на работу под роспись.

По умолчанию должны вестись трудовые книжки, издаваться приказы, составляться графики отпусков. Это немного, если делать все своевременно. И адрес трудовой инспекции тоже не понадобиться.