«Звездный» маркетинг: особенности отечественного рынка
Wednesday, 10 July 2013 12:57


Сегодня реклама с участием знаменитостей очень востребована, и если на западе этот сегмент в рекламе задействован на все сто процентов, то на российском рекламном рынке он только начинает набирать обороты. Последние несколько лет этот инструмент маркетинга вызвал множество споров и обсуждений среди специалистов, мнения о том, насколько он эффективен разные. Большинство специалистов маркетологов склонны полагать, что привлечение знаменитостей в рекламу – это удовольствие дорогое и доступно только крупным компаниям, которые могут себе позволить вложить немалые средства в рекламные проекты. Однако существует мнение, что технологии «звездного» маркетинга вполне могут быть доступны, средним, и даже маленьким компаниям, вопрос остаётся только в том, каким образом использовать эти технологии.

Специфика российского рынка «звездного» маркетинга

«Звездный» маркетинг имеет свои особенности отечественного рынка: если сравнивать с западными показателями, то процент привлечения известных личностей в рекламу до недавнего времени в России был очень мал, всего около 2-3%, в США и Европе этот показатель больше 20%. Однако, за последние годы на российском рекламном рынке начался настоящий «звездный» бум, только на протяжении последних двух лет рынок «звездного маркетинга» вырос на 30%.

В большинстве случаев рекламу с участием знаменитостей используют производители бытовой техники, ритейл-сети, фармацевтическая отрасль, продукты питания и алкогольная промышленность.

Надо отметить, что подлинный рост и динамику рынка «звездного» маркетинга в России отследить трудно. Причин тому несколько. Во-первых, многие звезды просто не хотят сообщать размеры своих гонораров за съемки в рекламе, во-вторых, отсутствуют отработанные механизмы привлечения знаменитостей в рекламу и оценки эффективности такой рекламы. Кроме того, финансовая сторона контрактов со знаменитостями не совсем прозрачна. И хотя крупные продюсерские агентства предпочитают работать в рамках закона, этого нельзя сказать о более мелких агентствах.

Эффект лояльности в «звездном» маркетинге

Не секрет, что любая компания своими маркетинговыми мероприятиями добивается большей лояльности своих потребителей. «Звездный» маркетинг – это один из весьма эффективных инструментов для получения этой самой лояльности. Маркетинговые исследования, как на российском, так и на западном рынке свидетельствуют о том, что наиболее устойчивы и успешны компании, обладающие наибольшей потребительской базой. А большая потребительская база – это и есть результат лояльности клиентов. Некоторые маркетологи вообще склонны считать, что основной ключ успеха брэнда – это именно уровень лояльности потребителей, а не доля рынка, которую занимает компания.

Брэнды, характеризующиеся наиболее высокой лояльностью клиентов, всегда более устойчивы и привлекательны для инвестиций, так как динамика их прибыльности легко прогнозируется. Такие брэнды могут позволить себе существенно уменьшить маркетинговые расходы, а значит легче перенести кризисные явления в экономике.

Именно поэтому сильные брэнды весьма охотно привлекают в свою рекламу знаменитостей. «Звездный» маркетинг, – можно сказать, один из самых мощных инструментов для завоевания доверия потребителя. Потребитель подсознательно доверяет образу «любимого» героя – певца, актера, спортсмена и т.п., а при просмотре рекламы с его участием, он начинает доверять и продукции компании, которую рекламирует его кумир.

Секрет успеха «звездного» маркетинга – эмоциональность

Любую рекламу потребитель воспринимает не только разумом, но и реагирует на нее эмоционально. Ведь приобретая продукцию определенного брэнда, покупатель не только покупает ее за определенные характеристики, он еще и демонстрирует свой жизненный стиль, свои ценности. Вот в этом случае появление знаменитости в рекламе может оказаться как нельзя вовремя. Образ «звездной» личности помогает установить прочный контакт с целевой аудиторией, вследствие чего, продукт, помимо своих материальных характеристик, обретет еще и эмоциональные черты. Имидж знаменитости в рекламе соберет вокруг себя лояльных потребителей.

Знаменитость – это тот образ, который всегда привлекает внимание потребителя, но присутствие звезды в кадре само по себе не гарантирует высоких продаж. Также надо учесть, что у любой известной личности, есть не только поклонники, но и антиаудитория. Ставку необходимо делать на наиболее лояльно настроенных к знаменитости потребителей, всем все равно понравится невозможно.

«Звездный» образ применяется в рекламе с использованием разных методов и приемов. Все будет зависеть от поставленных целей и бюджета. Это могут быть и обычные видеоролики на телевидении, внешняя реклама, или даже промо-акции с участием знаменитостей, пресс-конференции, лотереи и т.д.

Таким образом, можно сделать выводы, что «звездный» маркетинг, хотя и имеет свои особенности отечественного рынка, все же очень на нем востребован. Множество примеров свидетельствует о том, что «звездный маркетинг» в России продолжает активно развиваться, а коммуникации с участием знаменитостей становятся все более разнообразными и качественными.