Геомаркетинг: преимущества и выгода
Tuesday, 06 August 2013 14:33


Любые события в бизнесе происходят не только в часовом пространстве, но пространственном. Так или иначе, целый бизнес вообще или отдельный магазин всегда будет привязан к какому-то пространству, к определенной географической точке, и все деловые задачи на рынке будут решаться относительно пространственно-временных показателей. Российский и украинский бизнес не только постоянно развивается и растет, но и расширяется относительно территорий, появляется множество филиалов, сетей, представительств и т.д. Поэтому любому предпринимателю приходится сталкиваться с необходимостью решения множества пространственно-временных задач динамичной рыночной среды: исследование местного рынка, изучение особенностей поведения потребителей в данном регионе, анализ действий конкурентов, окружающих его торговые точки, выбор оптимального места для магазина и т.д. Поэтому для получения наиболее объективных данных, маркетологи все чаще используют в своих исследованиях геомаркетинг, преимущество и выгода которого очевидны, так как он дает возможность интерпретировать статистические и географические данные в информацию необходимую для принятия управленческих решений.

Насколько предприниматель изучил потенциального покупателя перед тем, как открыть магазин? Где живут эти клиенты и что приобретают? Где находятся конкуренты? Насколько эффективными будут инвестиции в открытие новой торговой точки в определенном регионе? На все эти вопросы помогает более объективно ответить геомаркетинг.

Что такое геомаркетинг?

Геомаркетинг, в сущности, новое направление в науке маркетинга и является направлением маркетингового анализа, в котором используются методы геоинформатики. Геоинформационные технологии (ГИС) – это весьма эффективные методы моделирования и анализа, которые используются во многих сферах деятельности. По своей сути ГИС – это совокупность методов, способов и приемов для сбора, обработки и анализа больших объемов разнородных данных, которые привязаны к одной местности. Например, любой покупатель имеет адрес, так же, как сеть магазинов одной сети. Имея в наличии дополнительные данные об инфраструктуре территории, трансфертных потоках, транспортных магистралях, а также информацию о возрасте и поле людей, проживающих поблизости магазина, можно визуализировать результаты анализа в виде пространственной карты. Карта – это одни из наиболее эффективных средств для анализа, как и большинство наглядных способов изображения информации. Именно карта поможет ответить на вопросы, что происходит вокруг магазина, на территории района или объекта недвижимости.

Сфера применения и задачи геомаркетинга

Учитывая все преимущества, которые предоставляет геомаркетинг, то можно с уверенностью сказать, что он способен решить целый ряд очень сложных задач, которые возникают перед маркетологами и предпринимателями. Например, при помощи геомаркетинга можно исследовать наличие и количество потенциальных клиентов до открытия магазина, изучить приближенность конкурентов к объекту, оценить потенциальное количество покупателей. Очень удобен геомаркетинг для маркетинга строительных компаний. С его помощью можно оперативно и объективно оценить территорию для строительства, выявить наиболее перспективные участки под застройку, отследить количество коммерческих объектов поблизости.

Очень востребованы услуги по геомаркетинговым исследованиям в столицах, где конкурентная среда очень насыщена и выявить наиболее перспективные места для открытия новых магазинов довольно сложно.

На сегодняшний день на рынке маркетинговых услуг успешно функционирует целый ряд пространственных информационных продуктов, которые сами по себе являются программными комплексами для геомаркетинговых исследований и набора картографических моделей в виде привычных карт. С помощью этих комплексов можно сделать глубокий маркетинговый анализ территорий, на которых работают или планируются для открытия торговые точки, либо строятся коммерческие объекты.

Потребители геомаркетинговых услуг – это в основном управляющие компании, потенциальные клиенты больших корпораций и инвесторы.

Все задачи геомаркетинга структурируются по сферам применения ГИС:

  • проектирование корпоративной сети-
  • выход на рынок другой области-
  • планирование рекламной кампании-
  • расширение сети торговых точек-
  • контроль за работой сети с целью оптимизации-
  • анализ конкурентной среды
  • логистический анализ-
  • изучение демографических показателей потенциальных клиентов.

Таким образом, для решения сложных аналитических задач в маркетинге используется геомаркетинг, преимущества и выгода которого очевидны. С помощью геомаркетинга можно получить объективную картину численности населения, его структуры и количества потенциальных покупателей, можно контролировать и анализировать уровень продаж торговой сети и много другой информации. Грамотное использование ГИС-технологий маркетологами компаний может помочь привязать данные бизнес-деятельности к определенной территории, связать их со статистическими показателями и получить объективные модели по непрямым факторам, которые обычно сложно просчитать.