Маркетинг экотоваров: специфика продвижения
Friday, 28 June 2013 17:14


Мода на экологически чистые товары возникла на волне идей, проповедуемых защитниками природы, так называемыми «зелеными». Причем потребность в экотоварах возникла у обеспеченных слоев населения. На сегодняшнем этапе, на Западе рынок экологических товаров уже прошел все стадии развития и становления: от превалирования спроса, с высокой нормой прибыли, до рынка покупателя с элитарным спросом. Сегодня рынок экотоваров существует как бы параллельно традиционному рынку, постепенно внедряясь в его пространство.

Маркетинг экотоваров определяется тенденциями моды на экологические товары и имеет свою четкую специфику функционирования. Фактически рынок экотоваров находится под полным влиянием восприятия потребителем этой продукции. Продвижение экопродукции осуществляется при помощи особых маркетинговых технологий, где устанавливается прочная двусторонняя связь с целевой аудиторией. Большая часть этой аудитории – женщины, которые более склонны к налаживанию двусторонней связи с продавцом.

Зарождение популярности экотоваров

Модные веяния, связанные с экологией, пришли из США, где они получили широкое распространение еще в начале 60-годов. Экологическое направление постепенно проникло во все сферы: экологический туризм, который предлагает приобщение в нетронутой природе, потребление экологических товаров, еды, одежды и т.п. Особой популярности экологических товаров способствовали знаменитости, которые проповедовали принципы «экологичности». Званые обеды из натуральных продуктов (принц Чарльз), реклама натуральной косметики (Мадонна), даже финансовые корпорации, предлагающие «чистые» инвестиции в проекты, которые экологически полезны. Однако такие течения не подошли среднестатистическому наемному работнику, так как он больше заинтересован в улучшении своего материального положения, а не следованию модным тенденциям. Именно это стало причиной того, что потребителями экологичной продукции стали представители обеспеченного среднего и высшего класса.

Специфика маркетинга экотоваров

Маркетинговые технологии, продвигающие экологичные товары, основываются на элементах коммуникационного менеджмента, а также взглядах и идеях «зеленых». Потребитель, приобретающий эти товары должен осознавать, что его совесть чиста, и что, употребляя эту продукцию, он не становится причиной ухудшения социальных и экологических проблем в мире. При этом он не вредит и самому себе. Ключевым словом этой идеи является «здоровье», которое одинаково эффективно для всех категорий  потребителей экотоваров.

Если взять для примера США, где жизненные мировоззрения строятся на двух, на первый взгляд,  противоположных мировоззрениях. Это фемининный – женский тип жизни, основанный на стремлении к здоровому образу жизни, сохранению здоровья и безопасности. И маскулинный – образ жизни ковбоя, крутого парня, со всеми его жизненными ценностями.

Возникновение моды на экологические товары связано именно фемининными образом жизни и сознанием, и маркетинг экотоваров опирается именно на них. В основе всех рекламных кампаний, оформлении экологичных товаров лежит направленность на женскую философию. Подобное видение проецируется и на создание торговых марок для экотоваров.

На сегодняшний день производство экологичных товаров уже охватило множество отраслей, которые связаны с товарами массового потребления. На сегодня производятся овощи, фрукты, мясо, посуда, краски, стройматериалы, постельное белье и множество других товаров, которые группируются по одной характеристике «экологически чистые». Для сельскохозяйственной продукции в США и странах ЕС понятие экологичности даже закреплено юридически, где четко определены нормы, которым должен соответствовать продукт, претендующий на эту категорию.

Таким образом, на российском и украинском рынке экотовары до сих пор не получили еще на настолько широкое распространение, но, учитывая тенденцию восприятия российским и украинским потребителем западных идей, можно предугадать, что рынок экотоваров в России и Украине будет расширяться и дальше, а, значит, станут актуальными и маркетинговые технологии для продвижения этой группы товаров.