Инвестиции в торговлю продовольственными товарами |
Thursday, 29 August 2013 11:07 |
![]() Несмотря на обилие всевозможных торговых центров и гипермаркетов, специализация которых – торговля продовольственными товарами, говорить о стопроцентном насыщении этого сегмента рынка нельзя по следующим причинам: - существует большая разница между количеством продовольственных торговых точек в больших городах и регионах- - ни в одной стране мира, более развитой, чем Россия, не наблюдается полного насыщения рынка. Это означает наличие выгодной лазейки для инвесторов. Рентабельность розничной торговли, при средней прибыли, составляет примерно 25-30%. Инвесторы могут выбирать между возможностью стать франчази крупных торговых сетей или начать собственную торговлю продовольственными товарами в меньших масштабах. Собственная региональная сеть, открытая по франшизе, требует вложений в размере три-пять миллионов долларов, которые окупаются примерно за 4 года. Единичный супермаркет по франшизе обходится, в среднем, в $700 000 инвестиций и окупается за год. Небольшой магазинчик – это еще меньшая сумма. Среднее нижнее значение инвестиций в торговлю продовольственными товарами оценивается в $50 000. Виды розничных магазинов Очевидно, что размер инвестиций напрямую связан с масштабом торговой точки. Существует следующая их классификация (в порядке убывания масштаба): - очень большие торговые площадки, гипермаркеты. Площадь торговых залов составляет более 20 тыс. квадратных метров с продовольственной группой в половину ассортимента. Обычно такие магазины выносятся за городскую черту. - городские супермаркеты, занимающие территорию до 2000 квадратных метров. Такие магазины открывают в людных местах – близ станций метро, в деловых центрах. - гастрономы с продуктами ежедневной необходимости. География расположения отражает принцип «на углу» или « у дома». - небольшие торговые палатки для торговли одним видом продуктов: «молочкой», мясом. Статистика свидетельствует о более частом обращении покупателей в гастрономы. До них можно дойти пешком из дома. На размер инвестиций в торговлю продовольственными товарами влияет и форма собственности торговых помещений. Продуктовый магазин в собственном здании требует больших вложений, чем взятый в аренду. Но арендная плата за торговые помещения, расположенные в экономически выгодных местах, также достаточно высока. Выбор места для магазина Существует несколько аспектов, определяющих удачное местоположение продовольственного магазина: - наличие рядом трассы, остановки маршрута городского автобуса, жилого массива. Этот критерий следует соотносить с форматом торговой точки- - удобная парковка- - отсутствие вблизи крупных гипермаркетов. Оценкой местоположения для будущего магазина, а также количеством и ассортиментом торгового оборудования занимаются специальные фирмы. Инвестору, не имеющему достаточный опыт данного анализа, лучше обратиться к услугам посредников, которые стоят от 3 до 10 000 долларов. Это позволит избежать двух главных ошибок – неверного выбора места для магазина и закупка оборудования, которое не соответствует масштабам торговой точки. Выбор целевой аудитории и ассортимента Открывая продовольственный магазин, нужно понимать, для кого именно вы это делаете. Всех покупателей можно (весьма условно) разделить на следующие категории: - случайные люди, просто увидевшие по пути следования в магазин- - покупатели, которые совершают полную закупку продуктов раз в неделю в супермаркете, а в магазине у дома покупают хлеб и молоко- - покупатели, которые делают покупки всегда только в магазине, который наиболее близко расположен к дому (например, пенсионеры). При принятии решения об инвестировании в торговлю продовольственными товарами нужно просчитывать не только целевую аудиторию, но и ассортимент. Для оценки последнего делается анализ товарооборота по основным продуктам питания. Цель анализа – понять, что раскупят быстрее всего. Ассортиментный набор, с одной стороны, должен содержать все позиции торговых точек конкурентов, а с другой – включать эксклюзивные предложения. Еще одна статья расходов Розничная торговля – это сегмент хозяйственной деятельности, тесно связанный с клиентом. Поэтому инвестор должен продумать схему всех бизнес-процессов и, возможно, вложить деньги на их автоматизацию, хотя бы в стадии документооборота. Ошибки продавцов, считающих вручную, моментально сказываются на активности клиентов. При оценке бизнес-проекта могут появиться и другие, дополнительные статьи для вложений. В данной заметке лишь акцентировано внимание потенциальных инвесторов на моменты, которые в первую очередь заслуживают анализа. |