Особенности микробизнеса
Friday, 05 July 2013 10:01


Корпорации в силу своей природы и сформированных бизнес-моделей не являются проводниками государственной социальной политики. Реализация социальной политики в рамках корпораций в настоящее время у большинства компаний зачастую обусловливается исключительно «-модной»- тенденцией. У корпораций с более продуманной стратегией социализация бизнеса выступает в качестве инструмента повышения эффективности деятельности и обеспечения устойчивого долгосрочного роста бизнеса посредством увеличения стоимости бренда, получения долгосрочных конкурентных преимуществ, роста продаж, повышения лояльности клиентов при помощи построения социально ориентированных CRM-систем, оптимизации процессов и т.д., что, собственно, и соответствует их природе и основной цели деятельности.

Социально ориентированная политика корпораций, позволяющая им достигать в долгосрочном периоде своих бизнес-целей, никоим образом не основывается на понимании необходимости реализации социальной функции наравне с государством, несмотря на данные об ее экономической эффективности.

Поддержка и пропаганда социального бизнеса со стороны государства зачастую не обусловливаются наличием четкой концепции привлечения частного бизнеса к реализации социальной политики в целях достижения устойчивого экономического роста, а являются следствием невозможности обеспечения все возрастающих потребностей реципиентов социальной политики государства.

Роль микробизнеса в социальной политике государства: возможности и препоны

Уже давно ни у кого не вызывает сомнения, что малый бизнес —- это созидательная сила экономики. Правительством и финансовыми институтами разрабатывается и реализуется большое количество программ и проектов, направленных на поддержку данного сегмента бизнеса.

Однако зачастую мы забываем о микробизнесе, который в наибольшей степени обеспечивает включение реципиентов социальной политики государства в активную экономическую, предпринимательскую жизнь, создает дополнительные стимулы экономического и социального развития страны. И в этом плане расширение индустрии финансовых услуг для всех клиентских сегментов, в том числе в нижней части экономической пирамиды, имеет решающее значение, способствуя достижению устойчивого сбалансированного экономического развития России. Именно микрофинансовые организации должны восполнить существующий пробел в сфере оказания помощи беднейшим слоям российского населения.

Для этого необходимо помнить о том, что микробизнес нельзя рассматривать как сегментную разновидность коммерческих организаций, функционирующих с одной целью —- достижения прибыли. Роль и задачи социально ориентированного микробизнеса должны быть шире, а следовательно, и уровень поддержки со стороны государства данного направления бизнеса должен быть значительным и иметь особый статус.

Особый статус глобальной цели развития микрофинансирования в России должны придавать социальные задачи, такие как качественное повышение уровня жизни граждан России, сокращение числа реципиентов социальной функции государства за счет развития направлений самозанятости малообеспеченного населения и безработных, развитие частного предпринимательства, снижение региональной асимметрии в доступности финансовых услуг и пр.

Однако, несмотря на существенную значимость микробизнеса для экономики России, рынок микроорганизаций, а следовательно, и микрофинансирования в России все еще находится на этапе становления. Ведущие банки только планируют в ближайшее время выходить на данный рынок и пока исключительно в розничном сегменте в области высокомаржинального экспресс займы посредством либо POS-каналов и фондирования микрофинансовых организаций, как Сбербанк, либо проекта нового суббренда «-легкого банка»- от ВТБ24.

Хотя корпоративный микробизнес имеет большой потенциал роста и развития, его роль в экономике страны и значение среди приоритетов государственной политики до сих пор незначительны. Пока в России остается актуальным вопрос формирования стабильного среднего класса, деятельность микрофинансовых компаний должна быть направлена в первую очередь на стимулирование создания и развития стартапов и микрокомпаний в стратегических отраслях экономики. Именно инвестиции в развитие нового бизнеса можно рассматривать как инструмент обеспечения выхода экономики страны на новый уровень жизненного цикла и устранения социальных диспропорций и, как следствие, протестных угроз.

Банкам вряд ли стоит относиться к микрофинансовым организациям как к конкурентам. Опасности они не представляют, так как их деятельность ориентирована на те сегменты, которые не рассматриваются банками как потенциальные клиенты (по крайней мере, это подразумевает их идеология). Существует косвенный кредитный риск, связанный с разработанными и реализуемыми на практике в последнее время программами финансирования некоторыми банками (в частности, Сбербанком России) МФО. Однако, поскольку их доля в кредитных портфелях банков слишком незначительна, относиться к ним как к возможным источникам нестабильности пока не стоит.

Тем самым банки не только демонстрируют свою значимость и активное участие в выполнении приоритетов государственной политики, но и получают возможность получения прибыли на данном относительно высокомаржинальном рынке. Однако если проанализировать отраслевой профиль кредитных портфелей для малого бизнеса большинства коммерческих банков, выяснится, что в нем представлены преимущественно предприятия торговли.

Пока деятельность существующих и планирующих к выходу на рынок микрофинансовых компаний не подчинена общему регуляторному базису и социально ориентированной идее на уровне федеральной государственной политики, она будет направлена преимущественно в высокодоходные рискованные сегменты, в частности в области предоставления микрозаймов физическим лицам. А это не сможет обеспечить решение стоящих перед государством глобальных задач помимо частичного устранения недофинансирования отдельных слоев населения, стимулирования их потребительского спроса и повышательного давления на инфляцию в стране. Именно на начальном этапе все еще возможно попытаться на системном уровне построить такую инфраструктуру рынка, процессы, подходы управления и мониторинга, которые позволили бы придать необходимую динамику процессу развития экономики России.

Практики микрофинансирования в мире не уникальны. Неофициальные кредитные и сберегательные услуги достаточно продолжительный период времени формировались вокруг социальных групп, члены которых собрались вместе, чтобы помогать друг другу как сообщества. По данным Parameswaran S. &- Raper N. (2003), одной из первых организаций, предоставляющих микрокредиты без залога, был Ирландский фонд кредитования (The Irish Loan Fund) сельскохозяйственной системы, созданный в XVIII в. Джонатаном Свифтом. Уже к 1840 г. у фонда было около 300 филиалов по всей Ирландии.

В 1970-х гг. посредством интеграции традиционных моделей банковского кредитования и современных финансовых условий на базе банка Grameen модель микрофинансирования была «-возрождена»- и представлена в качестве действенного механизма по борьбе с нищетой в маргинализированной части населения и источника капитала для малого бизнеса.

В настоящее время в силу различных рыночных условий, среды, в которых развивалась методология рынка, помимо модели Grameen Banking существует еще ряд «-моделей»- микрофинансовых организаций: группы взаимопомощи (Self-help Groups (SHG)), регулируемые финансовые учреждения, такие как микрофинансовые банки, или сельские банки, и кредитные кооперативы.

Так, согласно проекции возможностей и сильных сторон можно констатировать, что в настоящее время создано правовое поле деятельности на рынке микрофинансирования. Вступление в силу Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «-О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»- является существенным прорывом в развитии рынка микрофинансирования в России. Закон обеспечил институализацию микрофинансовых организаций и придал новый импульс развитию финансовой инфраструктуры в малых городах и населенных пунктах России, способствуя тем самым устранению региональных диспропорций.

Анализируя проекцию «-Ориентиры преобразований»- (сочетание возможностей/слабых сторон), необходимо обратить внимание на следующие факторы, которые следует усиливать для придания большей эффективности микрофинансовому рынку в России. В первую очередь необходимо выделить следующие направления преобразований: устранение таких инфраструктурных ограничений, как отсутствие комплексных кастомизированных сервисов и предложений, создание эффективной сетевой платформы и базы для обучения начинающих предпринимателей. Тем более что сейчас классическая «-банковская модель»- обслуживания клиентов посредством монобрендовой филиальной сети из-за все увеличивающихся издержек на ее создание и обслуживание при сокращающейся маржинальности бизнеса становится нерентабельной.

Исходя из анализа проекции «-Ограничения развития»- (сочетание угроз/слабых сторон), необходимо обратить внимание на следующие наиболее уязвимые места в развитии микробизнеса в России. Даже при создании необходимой инфраструктуры отсутствие действенных мер по операционализации стратегических инициатив и развитию предпринимательства не позволит обеспечить рынку необходимую степень эффективности и наличие достаточного платежеспособного спроса. Также нельзя не учитывать все возрастающие риски, которые на фоне сокращения маржинальности финансового рынка и все возрастающей волатильности экономики являются серьезным ограничением для стабильного развития рынка. Именно на разработку эффективных подходов управления и минимизации рисков, имеющих как экзогенную, так и эндогенную природу, должны в первую очередь направить усилия идеологи микрофинансирования в России.

Так, МФО «-Домашние деньги»- стала пионером в выходе на рынок публичного долга, выпустив и успешно разместив в конце апреля 2012 г. облигационный заем, посредством которого был привлечен 1 млрд руб. под 19% годовых на три года с годовой офертой и номиналом в 2 млн руб. Успешное размещение компании подстегнуло участников рынка в целях повышения привлекательности и ликвидности данного направления инвестирования лоббировать вопрос снятия ограничений по номиналу для подобных облигаций.

Однако пока рынок микрозаймов далек от насыщения, проблема рискованности данного бизнеса и необходимости повышенных требований к риск-моделям компаний, работающих на данном рынке, не станет особенно острой, поскольку будет «-размыта»- темпами роста данного направления бизнеса. Однако в случае замедления темпов роста без отсутствия действенной политики по управлению рисками мы можем столкнуться с источником не только существенных проблем на рынке микрофинансирования, но и системного риска в целом для всего финансового сектора, особенно с учетом возрастающей степени связности и сложности всех имеющихся рынков.

До настоящего времени управление финансовыми рисками, рисками ликвидности, валютными, процентными, операционными, стратегическими и пр. рисками носит в МФО, как правило, несистемный характер. Недостаточно внимания уделяется развитию и совершенствованию качества процессов управления рисками МФО, профилактике проблем, раннему выявлению и контролю возникновения рисков, а также поиску наиболее эффективных нересурсоемких инструментов комплексного управления рисками и иммунизации системы. Непосредственно сами модели риск-менеджмента несовершенны: к примеру, они не учитывают корреляции и тяжелые хвосты распределения, характер колебаний, а общепринятая калибровка моделей риска с историческими данными не отражает реальной ситуации.

Кроме того, необходимость решения социальных задач с использованием финансовых инструментов влечет за собой различные социальные риски, которые все еще очень плохо изучены. К настоящему времени мы знаем гораздо больше о происхождении Вселенной и об элементарных частицах, чем о работе нашей социально-экономической системы. По сути, социальные риски являются основополагающими рисками для всей социально-экономической системы, а с учетом особенностей деятельности в МФО —- превалирующими.

Отметим, что у микробизнеса в России может быть достаточный потенциал развития только в случае появления единой гибкой государственной политики, основанной на философии социальной стабильности и развития, обеспечивающей единство целей и задач, транслируемых на все уровни социально-экономической системы, и реализуемой посредством консолидации усилий общества, финансового сектора и государства.

Нужен ли жесткий контроль?

К отсутствию жесткой регламентации деятельности МФО можно относиться по-разному. Безусловно, данный сегмент находится в стадии зарождения, и масштабы его деятельности слишком незначительны для того, чтобы нести в себе системную угрозу. Тем не менее летом прошлого года были предприняты первые шаги с целью построения системы регулирования данного рынка, в частности определен орган, отвечающий за надзор за данным сегментом финансового рынка.

По нашему мнению, не имеет никакого смысла «-загонять»- зарождающийся бизнес (в основе которого лежит не только стремление заработать, но и социальная идея) в жесткие рамки регуляторных норм и правил, поскольку тем самым —- с учетом негибкости применяемых в России моделей регулирования —- можно погубить в зародыше данное направление бизнеса. Однако нельзя отрицать значимость не только контроля за данным рынком, но и его поддержки в части соблюдения идеологических стандартов, финансовой помощи малообеспеченным слоям населения. Таким образом, нужно не регулирование микрофинансового рынка в классическом понимании, а разработка свода стандартов и правил по организации его функционирования, а также системы государственной поддержки и контроля за соблюдением МФО идеи социальной ориентированности.