Работа с дебиторской задолженностью
Friday, 05 July 2013 19:55


Дебиторская задолженность – это обязательный элемент хозяйственной и финансовой  деятельности предприятия.

Основные проблемы в работе с дебиторской задолженностью

-          Отсутствие системы предоставления коммерческих кредитов. Ценность конкретного клиента для предприятия не влияет на условия выдачи товарного кредита.

-          Не подвергается оценке кредитоспособность клиентов компании.

-          Отсутствие достоверных данных финансовой отчетности о состоянии дебиторской задолженности, позволяющих оперативно отслеживать сроки погашения и сумму просроченной задолженности в разрезе каждого клиента.

-          Отсутствие анализа оборачиваемости задолженности в разрезе каждого клиента. Размывание просроченного долга конкретного клиента в общем объеме задолженности, что искажает реальную ситуацию с дебиторской задолженностью в компании.

-          Отсутствие регламентов работы с просроченной задолженностью.

-          Отсутствие системы мотивации, стимулирующей контроль и возврат просрочки.

Кредитная политика предприятия

Данный документ компании регламентирует вопросы предоставления товарных кредитов клиентам, способствует эффективному взаимодействию специалистов предприятия с клиентами, регулирует вопросы управления задолженностью. Работа с дебиторской задолженностью должна строиться с учетом требований Кредитной политики.

Основные критерии кредитной политики компании:

-          стандарты кредитоспособности клиентов,

-          категории клиентов,

-          сроки и объемы предоставления товарных кредитов,

-          взаимодействие специалистов и клиентов при просрочке платежей клиентами.

В кредитной политике должны быть утверждены критерии определения сроков и размеров товарных кредитов, которые следует учитывать при кредитовании клиентов.

Сроки и объемы кредитования должны определяться с учетом следующих факторов:

-          отраслевая принадлежность заемщика,

-          структура клиентской базы по категориям клиентов,

-          потребности клиентов,

-          анализ платежеспособности и финансового состояния клиентов,

-          практика кредитования в разрезе каждого клиента (кредитная история).

Способы минимизации рисков образования безнадежной задолженности

Кредитная политика компании должна строиться на принципах соблюдения клиентами сроков погашения долгов и возврата товарных кредитов.

Способы минимизации рисков образования безнадежной задолженности по товарным кредитам:

-          оценка кредитоспособности клиентов,

-          предоставление товарных кредитов в соответствии со стандартами Кредитной политики компании,

-          автоматизация учета задолженности в разрезе клиентов, дат образования, сроков просрочки  и сумм,

-          осуществление постоянного мониторинга над состоянием задолженности,

-          возврат просроченных долгов в соответствии с разработанными мероприятиями компании,

-          стимулирование персонала, занимающегося управлением задолженностью и другие.

Меры по сбору просроченной задолженности

Кредитная политика предприятия должна определять перечень всех возможных мер, которые специалисты могут использовать при сборе просроченной дебиторской задолженности.

К ним можно отнести следующие действия:

-          приостановка отгрузок должнику,

-          уведомления клиента  посредством телефонной связи,

-          оформление письменных претензий и уведомлений,

-          использование услуг коллекторов,

-          подача исков в судебные инстанции.

Работа с дебиторской задолженностью должна быть направлена на минимизацию финансовых рисков предприятия, сокращение и предупреждение безнадежной задолженности, а также  просрочки в расчетах даже при максимальных продажах.