Зачем компании товарный знак? |
Tuesday, 09 July 2013 11:45 |
Товарный знак – это явление в маркетинге, которое имеет давнюю историю. Знаки собственности известны еще с далекой древности, когда люди ставили на вещах отметки, указывающие владельца. Позже, с развитием производства и торговли, мастера стали ставить свое имя на изделиях, по которым покупатель мог идентифицировать товар. Знак мастера играл не только решающую роль в спорах о собственности товара, но и работал на потребителя, который хотел приобретать товар того мастера, который ему нравился. Поэтому такие известные товарные знаки как, водка завода Смирнова (1886 год), Филипс (1891 г) и уж тем более Макдональдс (1954 г.) можно считать «молодыми». В России уже со времен реформ Петра І было законодательство, которые регулировало право на изобретения, открытия, художественные и ремесленные товары. Патентное законодательство было вызовом времени и всегда развивалось параллельно производству и торговле. Зачем компании товарный знак сегодня? Ответ прост и очевиден. Благодаря товарному знаку, потребитель знает компанию «в лицо», ее продукция становится узнаваемой в ряду другой подобной продукции конкурирующих компаний. Ведь рынок растет, все меньше на нем свободных ниш, и все больше производителей изготавливают одинаковые изделия. Товарный знак – это способ не затеряться в ряду себе подобных. Товарные знаки российского рынка Статистика Московской регистрационной палаты свидетельствует, что на рынке функционируют множество компаний-тезок. Регистрационная палата даже издает собственный бюллетень, в котором собраны наиболее часто используемые названия, и которые не рекомендуется употреблять, чтобы не создавать путаницы для потребителей. Как показывает практика, лучше всего избегать названий со словом «сервис-центр», с буквами греческого алфавита, популярными женскими именами и названиями звезд и планет. Не стоит пользоваться названия с указанием рода деятельности, чтобы впоследствии не столкнуться на рынке с компанией-тезкой. Наиболее часто конфликты в сфере туристического бизнеса, так как многие компании этой сферы хотят связать название с родом деятельности. Подобные ситуации возникали и вокруг названия известной туркомпании «Спутник», «Вокруг света» и т.п. Российские фирмы и компании стремятся к тому, чтобы законно и полностью владеть всеми правами на свой товарный знак, в продвижение которого инвестируются немалые суммы. И все же в РФ, только приблизительно 40% компаний регистрируют свой товарный знак, для сравнения – в Европе – 92%. Что надо знать компании, перед созданием собственного товарного знака? Товарный знак может быть словесным – это могут быть собственные имена, нарицательные названия из обиходной речи, названия городов, придуманные слова и т.п. Знаки должны легко запоминаться и быть удобными для использования их в рекламных лозунгах, плакатах и видеороликах. Кроме словесных знаков, существует понятие «цветовой гаммы» и «графического изображения» товарного знака. Знаки также бывают звуковыми (мелодия), объемными (особая форма упаковки и т.п.), и даже запахами. Поэтому, отвечая себе на вопрос, зачем компании товарный знак, фирма должна помнить, что для того, чтобы товарный знак стал, узнаваем потребителями, надо хорошо продумать его выбор и грамотно подойти к его продвижению. Как зарегистрировать товарный знак В первую очередь, после выбора товарного знака, компания должна зарегистрировать его в Патентном ведомстве для того, чтобы получить на него исключительные права. Заявку можно подавать самостоятельно или через специальных патентных поверенных. Конечно, лучше всего воспользоваться услугами специалиста, который хорошо знаком с требования и стандартами Роспатента и может сразу указать на несоответствие знака нормам. Компания может также заказать предварительный патентный поиск, для того, чтобы заранее выяснить наличие или отсутствие аналогичного знака. Если в результате поиска обнаружится подобный знак, то компания может существенно сэкономить время, которое бы потратилось на подачу заявки, ее отклонение и повторную процедуру. Для удобства регистрации товарных знаков, все услуги и товары описаны в «Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» по 42 позициям. Как правило, фирма средняя по величине, делает регистрацию своего знака по трем-пяти позициям. Это значит, что любая другая компания, которая работает в других классах, может законно использовать этот товарный знак. После того, как компания получает свидетельство о регистрации, она может ставить запреты на использование не только на точное обозначение своего знака, но и на похожие комбинации. Таким образом, ответ на вопрос, зачем компании товарный знак, очевиден: это ее уникальная визитка, «лицо», которое будут узнавать потребители среди множества подобных компаний. Главное для любого товарного знака – это правильное продвижение и реклама в нужном сегменте рынка. |